Сквер и Галерея Форт в Сочи

Галерея Форт в Сочи находится в том месте, где улица Орджоникидзе, немного поворачивая влево и уходя вниз, переходит в улицу Москвина. Это – как раз напротив церкви Михаила Архангела. Иногие не замечают эту арт-галерею потому что, направляясь к Морскому порту, идут через церковный комплекс.

Нельзя сказать, чтобы здание Арт-галереи сильно привлекало внимание со стороны улицы. В глаза бросается только дата на самой верхней части фронтона: «1911». Да и вход на Эллинскую лестницу (правильнее, Эллинский спуск) оформлен очень скромно. Но мы решили пройти туда, поскольку никак не могли найти остатки крепостной стены форта Александрия. А эти остатки позиционируются как историческая достопримечательность Сочи; ведь с этого форта город, как раз, и начинался.

Когда (через несколько ступенек по спуску) мы попали во внутренний двор, то поняли, что зашли сюда не напрасно. Во-первых, мы нашли крепостную стену, оставшуюся от старых укреплений. Правда, не исключено, что не от форта Александрии, а, скорее, от поста (или редута) Даховского, выстроенного на месте первого. Но здесь пусть археологи скажут своё слово. В любом случае перед нами предстала реконструкция стены форта с амбразурой для пушки и самим орудием, а также отдельно стоящие якорь и вторая пушка.

.

Во-вторых, мы увидели саму Арт-галерею – скромный двухэтажный домик, в котором осуществляются выставки-продажи картин современных мастеров. Сюда приглашаются как известные, так и начинающие художники и скульпторы. Сроки проведения выставок здесь часто продлеваются. Мы неоднократно посещали галерею во второй половине октября, но застали здесь выставки, которые должны были закончиться ещё в сентябре.
Первое помещение, в которое попадаешь из внутреннего двора, это – сувенирная лавка, где каждая вещь – ручная работа. Картины и картинки, куклы и керамика – всё было интересно рассмотреть подробно.
Арт-галерея располагается на двух этажах. На втором этаже внимание привлекает выставка тульского художника Антона Чубакова «Очарованный странник», а именно, серия «Лики современного монашества». Одухотворённые лица монашествующих с проницательным взглядом на фоне лесной глуши производят большое впечатление.
В одной из комнат первого этажа очень понравился камин художника-керамиста Ю.М. Новикова. И как оказалось, неспроста. В начале 1980-х годов Юрий Михайлович в течение пяти лет принимал деятельное участие в воссоздании расписных изразцовых печей XVIII в. в Большом Петергофском дворце.




Истинное удовольствие мы получили от выставки Галины Чувиляевой «Ангелы и волшебный лес». Её ангелы не похожи на привычных нам бесплотных существ с большими крыльями и нимбом около головы. Здесь мы увидели ангелов-детей. Но это – не умильные младенческие головки с крылышками. Ангелы Галины Юрьевны – дети 5-7 лет; они всегда серьёзны, никогда не улыбаются и похожи на очень рано повзрослевших детей. У всех – носы-пуговки и прямые соломенные волосы, но у каждого своё выражение лица. Даже когда у них в руках игрушки или животные, кажется, что они занимаются серьёзным делом. Мы полюбили этих ангелов.
Одновременно здесь же проходила выставка международного проекта «Ангелы мира».
Две комнаты на первом этаже явно демонстрируют, что одна из стен здания является крепостной стеной старого форта; сохранились даже отреставрированные амбразуры для пушек. Эта комната напоминает о том, что мы находимся в историческом месте.
Следует отметить, что здание Арт-галереи является не только культурной, но и исторической достопримечательностью Сочи.
Оно было построено в 1911 г. предпринимателем Иоаннисом Политиди, понтийским (т.е. черноморским) греком. Он построил здание таким образом, что одной из стен здания являлась наружная часть крепостной стены стоявших здесь ранее укреплений (форт Александрия, форт Навагинский, пост Даховский). С окончательным завоеванием Причерноморья укрепление стало ненужным, и его разобрали. Из камней был выстроен, в частности, храм Михаила Архангела. Освободившуюся территорию разбили на участки и отдали под застройку. Соседом Иоанниса Политиди (в русифицированной форме – Иван Политов) был также понтийский грек Хиониди. На общие деньги они выстроили лестницу, проходившую между их участками – Эллинский спуск. После революции и гражданской войны дом Хиониди не сохранился, а дом Политиди использовался под разные нужды. Последней организацией, размещавшейся в нём (после реконструкции), была поликлиника. Когда и она пришла в ветхость, её перевели в другое место, а тут появилась «мерзость запустения».
Интерес к бывшему особняку Политиди проявился только в начале 2010-х годов. Планы были разные: на месте здания планировали построить кафе-ресторан, над Эллинским спуском возвести апартотель… Слава Богу, победил здравый смысл. Группа энтузиастов занялась «музеефикацией стены форта» и решили в отреставрированном здании открыть Арт-галерею, а территории вокруг него придать вид музея, освещающего историю этих мест.
В начале июля 2016 г. комплекс был открыт.
На наш взгляд, получилось очень здорово! Территория внутреннего двора галереи и Эллинский спуск полностью посвящены истории центральной части Сочи. А Арт-галерея «Форт» стала настоящим музеем, в котором проводятся временные выставки художников, а также мастер-классы по разнообразным направлениям в искусстве.
За время отдыха мы бывали здесь неоднократно и другим очень советуем посетить эту галерею-музей.

Сквер Форт

Посещение Арт-галереи «Форт» порадовало не только собранием предметов искусства (картины, скульптуры, сувениры). Рядом с галереей мы нашли Историко-этнографический сквер с таким же названием. Он был открыт 1 августа 2017 г. Как и сама галерея, сквер находится в историческом центре Сочи, буквально рядом с ныне утраченными первыми крепостными сооружениями – форт «Александрия», Навагинское укрепление и Даховский пост. Если первое и второе укрепление – одно и то же, то пост был сооружён на их руинах и рядом.

Своеобразие сквера состоит в том, что он иллюстрирует различные исторические эпохи этой местности. Если говорить в хронологической последовательности, то здесь представлены предметы быта и некоторые сооружения племени убыхов, живших здесь до завоевания Причерноморья российскими войсками. Далее, имеется большая экспозиция о времени этого завоевания (XIX век). Наконец, сквер находится на участке (и рядом с домом), принадлежавшем Иоаннису Политиди, предпринимателю начала XX века.
В сквер можно попасть двумя путями: через ворота с улицы Москвина, дом 7 (но иногда ворота закрыты) или с Эллинского спуска (лестницы) через внутренний двор Арт-галереи «Форт». Второй путь, конечно предпочтительнее. Во-первых, он более облагорожен по сравнению с въездными воротами, а во-вторых, подготавливает посетителя к знакомству с историей этого места, так как уже во внутреннем дворе размещена экспозиция, посвящённая истории края. В частности, во дворе можно видеть восстановленную крепостную стену с амбразурой и пушками. Здесь же размещена скульптура убыха – собирательный образ представителя племени, обитавшего здесь до конца XIX века.
Недалеко находится вход в Историко-этнографический сквер «Форт». Вывеска стилизована под обломки плит, которые археологи находят во время раскопок.
Сквер расположен на склоне холма. Спускаясь по нему, встречаешь новые скульптуры убыхов. Эти изображения – единственные из экспонатов, не имеющие пояснительных надписей. Но может быть, это и не случайно. Первоначально предполагалось создать образы, хоть и собирательные, но, тем не менее, легко узнаваемые по внешнему виду. Известные скульпторы из Москвы (Игорь Новиков), Санкт-Петербурга (Николай Карлыханов) и Владимира (Игорь Черноглазов) должны были изобразить чабана (пастуха овец), абрека (разбойника, изгоя общества, но романтизированного М.Ю. Лермонтовым) и офицера императорской армии, благодаря которому этот край был присоединён к России (по другой версии, это должен был быть просто защитник крепости). Некоторые фигуры, действительно, можно узнать. Например, «Абрек» легко определяется по наличию ружья и кинжала; именно с ними настоящие абреки охотились на людей и их имущество. Впрочем, с таким вооружением можно было бы изобразить и черкесского князя. «Чабан» мирно дремлет, опираясь на посох, пока овцы и козы щиплют траву. Но вот с «Офицером» что-то не задалось. Логично было бы увидеть именно его перед крепостной стеной с пушками, однако получился тоже убых, правда, без ружья и более пожилой (фото 1). На мои вопросы об этом директор галереи только загадочно улыбалась.

Остальные экспонаты надписаны и больших пояснений не требуют. Таков, например, дольмен, погребальное сооружение из больших каменных плит. Вообще дольмены на Западном Кавказе сооружались во времена среднего бронзового века (во втором-третьем тысячелетии до новой эры). Но данный экспонат создан совсем недавно, специально для этого этнографического сквера, хотя имеет вполне реальный прототип, обнаруженный в горах.
Впрочем, это касается буквально всей экспозиции: будь это домашний очаг убыхов и глиняная посуда (фото 6) или водяная мельница, или предметы быта XVIII-XIX веков. Даже арбу (двухколёсную телегу) пришлось делать заново. Такой подход со стороны организаторов Историко-этнографического сквера понятен. Ведь вход сюда свободный и бесплатный, а значит, тому же трудно контролируемый и практически не охраняемый. Ну, положим, дольмен, вряд ли кто-нибудь унесёт, а вот раритетные ножницы или ключ XVIII века очередную ночь могут и не пережить. С другой стороны, обычному посетителю важно наглядно увидеть, чем пользовались люди 200-300 лет назад, а не специалист вряд ли отличит подлинную вещь от хорошей копии.
А вот воссозданный фрагмент средневековой крепости содержит подлинные квадры (каменные блоки прямоугольной формы), найденные во время раскопок.

В целом, посещение Историко-Этнографического парка «Форт» оставляет очень приятное впечатление. Правда, я не знаток древностей Западного Кавказа, но очень интересно ознакомиться с цивилизацией племён, обитавших здесь ранее. Тем более, что все копии экспонатов выполнены под руководством специалистов-археологов. Большой благодарности и уважения достойны хозяева этого комплекса, решившиеся создать первый в Сочи музей под открытым небом. Его вполне стоит осмотреть.

Pin It

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *